Баренцево горе: что убило АПРК "Курск"? Версия автора.

Название «Видяево» для меня – не пустой звук. В августе 1989-го, мы, студенты-дипломники Горьковского политехнического института, проходили на этой базе подводных лодок Северного флота военные сборы. Год был не самым лучшим: за несколько месяцев до нас затонул «», а другая, горевшая возле острова Медвежий, подлодка вошла на базу уже при нас. То, что мы тогда услышали и отчасти увидели, — тема отдельного разговора, однако этого было вполне достаточно, чтобы составить представление о сильных и слабых сторонах отечественного флота. Попытаемся логически разобраться, что же могло случиться в ту роковую субботу, 12-го августа 2000 года, в одном из секретных квадратов Баренцева моря.

Волгодонск: Баренцево горе: что убило АПРК Курск? Версия автора.

Волгодонск: Баренцево горе: что убило АПРК Курск? Версия автора.

ВУС: 472601 Должность: командир БЧ-5 (электротехническая) АПЛ проекта 671

Обратимся к тем немногочисленным и порой противоречивым фактам, которые известны из СМИ и официальных источников. Итак, атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) «Курск». В момент катастрофы двигался с поднятым перископом на глубине 20 метров со скоростью 6 узлов (11 км/ч), и его экипаж готовился к проведению учебной торпедной стрельбы. Сеанс связи для отчёта о результатах проведения стрельбы – 23.00. На него экипаж лодки не выйдет.

22 часа 30 минут 32 секунды по московскому времени. Норвежские сейсмографы фиксируют в районе местонахождения «Курска» подводный динамический удар, эквивалентный взрыву 100 кгтринитротолуола (ТНТ). Спустя 2 минуты 15 секунд – ещё один удар с эквивалентом 1 – 2 тонны ТНТ, т.е. в 10 – 20 раз мощнее первого. За этот промежуток времени лодка оказывается на дне на глубине 108 метров с полностью уничтоженными как минимум двумя передними отсеками – торпедным и командным, в которых практически мгновенно погибают более 50-ти человек. Оставшийся в живых и успевший задраить переборки немногочисленный экипаж хвостовых отсеков, по признанию министра обороны Сергеева, подавал условные сигналы «SOS!» и «!» вплоть до понедельника, 14-го августа.

Оставим пока за скобками последующее быстрое (в течение 4-х часов) нахождение лодки и её 14-часовое (!!!) «опознание», чехарду с официальными версиями катастрофы, сообщение о якобы найденных и таинственно исчезнувших буях неизвестного судна, непонятные задержки со временем начала спасательных работ и многое другое. Если всю исходную ситуацию изобразить на листе бумаги с соблюдением масштаба (что автор и сделал), то всё многообразие версий сводится всего к двум.

Версия 1. АПРК «Курск» был протаранен другой подводной лодкой примерно такого же класса, проходившей на меньшей глубине. После удара «Курск» потерял управление и врезался в грунт, отчего взорвались торпеды, находившиеся в торпедных аппаратах (а, может быть, и все остальные). В случае верности этой версии командир корабля и экипаж успели в течение двух минут заглушить реакторы лодки, задраить межотсечные переборки и ждали удара о грунт, едва ли подозревая о его последствиях. Возникают вопросы: почему эту лодку так никто и не нашёл, и как её мог не заметить экипаж «Курска»? Наиболее вероятный ответ один: этой лодки попросту не было. Всё могло быть иначе, — гораздо более трагично и страшно.

Версия 2. АПРК «Курск» погиб от собственной торпеды во время её испытания. Торпеда по неизвестной причине потеряла учебную цель и захватила в качестве неё собственную лодку. Наличие на борту «Курска» новой экспериментальной торпеды повышенной мощности (и принципиально нового принципа движения под водой) подтвердил тогда губернатору Курской области В. Руцкому один из офицеров экипажа лодки. В случае верности этой версии понятным становится практически всё, включая внешний вид «Курска», зафиксированный подводными телекамерами. Первый гидроудар, услышанный норвежцами, — это успешный (вопреки американской версии) пуск торпеды. Примерно через минуту торпеда, из-за некорректной работы двигателей захватывает в сектор удара собственный корабль и начинает возвращаться. Командир «Курска», капитан I ранга Геннадий Лячин, понимая, что от удара торпеды не уйти, отдаёт приказы: «заглушить реакторы!», «задраить отсеки!» и «срочное погружение!». Экипаж успевает выполнить приказы своего командира, однако спастись от несущейся навстречу торпеды уже невозможно…

Разумеется, всё это только предположения. Подлинная причина трагедии с атомоходом «Курск», если и станет когда-нибудь известна, то очень немногим и очень нескоро (дай Бог, чтобы это оказалось не так!). А уж в том, что истинные виновники этой драмы никогда не окажутся на скамье подсудимых, можно не сомневаться. Когда такое вообще было? На мой взгляд, более важно другое обстоятельство, отчётливо высвеченное катастрофой в Баренцевом море: контраст между растерянной паникой в верхах, смертельно боящихся потерять свои кресла, и героизмом простых русских моряков, выполнявших свой долг перед лицом неминуемой гибели. В начале 20-го века это было с «Варягом», в последний год века – с «Курском». Так что напрасно радуются те, кто кричит, что Россия погибла. Нет, Россия живет, и будет жить, как всегда, не столько благодаря, сколько вопреки тем, кто ею управляет. И это – самая большая российская загадка, которую уже точно никто и никогда не объяснит.

P.S. Этот материал был написан более 10-ти лет назад и опубликован 26.08.2000 г. в газете «Волгодонская Правда». На следующий в редакцию пришли люди из местного ФСБ и перевернули всё вверх дном, ища РУКОПИСНЫЙ текст статьи. Представляю, НА СКОЛЬКО бы они меня «упекли», если бы он был…
Ну почему американским журналистам можно предполагать уничтожение башен-близнецов за нерентабельностью, с заранее заминированными опорами, а самолёты-смертники были просто прикрытием этой бизнес-операции??! А у нас записка офицера из 9-го отсека о том, что произошло, до сих пор под грифом «совершенно секретно»? Кому нужна эта «гостайна» сейчас, когда известно, что среди 118 членов экипажа «Курска» были инженер и техник завода, производящего торпедные двигатели для санкт-петербургского НПО «Прибой»?! А человеку, передавшему на Запад чертежи ракеты-торпеды «Шквал», убившей «Курск», суд дал 10 лет УСЛОВНО? И он даже сейчас не может выехать из России… «Страна непуганых идиотов», как сказал герой Саши Абдулова из фильма «Гений». А может, слишком перепуганных?
(P.S. автора датирован декабрём 2010 года)


А это — авторское стихотворение, одно из многих, посвящённое событиям того смутного времени.

Волгодонск: Баренцево горе: что убило АПРК Курск? Версия автора.

Россия-2000. («На изломе века»)
Памяти погибших моряков «Курска»

Здесь – лучшие на смерть идут;
Здесь ценят – лесть, плюют – на труд;
Страна бесстрашных и продажных,
Страна героев и паскуд.
Здесь состояние народа, —
Как затянувшиеся роды,
Когда головка – вот она,
А дальше – нету ни хрена.
На протяженьи поколений,
На фоне взлётов и падений,
Всё та же мерзкая картина:
«Вожди» — жлобьё, народ – «скотина».
Мы позади сожгли мосты;
Вперёд же – бездна пустоты.
И нет просвета ни хрена.
Куда же ты катишься, страна?!

24/25.08.2000 г.

P.P.S. На Яндекс-карте Волгодонска указано нынешнее расположение редакции газеты «Волгодонская Правда», — той самой, в которой 26.08.2000 был опубликован этот материал. И редактор газеты тот же, — Раиса Ивановна Руденко, которая и сейчас наверняка хорошо помнит события, изложенные в начале постскриптума. Автор о них узнал от Лилии Христиановны Свидерской, работавшей тогда выпускающим редактором «ВП». Ныне она проживает в Германии.

Понравился пост? Поделись с друзьями:

21 комментарий

avatar
  • koles16
  • +1
Да… Вы, Виктор, если посетили в своё время Северный флот, то должны были отметить для себя черезвычайно отмороженый характер тамошнего человеческого фактора. Более р… го флота в мире нет. Если кратко — легкомыслие просто вселенское. Это, ведь, я непонаслышке. От «Шквала» действительно не уйти никому. Залп из 2-х торпед — хана любой цели. Заковыка в том, что манёвры на скорости 100 м/с губительны для снаряда и, он программируется на одну цель с минимольной девиацией. А уж захват своего корабля с изменением курса на обратный (!)… Ну, не знаю. Знаете, я всегда удивлялся тому, что Северный флот всё время живёт в состоянии какой-то перманентной катастрофы. Ну ни дня без ЧП! Даже в праздничный , когда даже ветру лень шевелиться, и то какой — нибудь дурак на камбузе кипятком обварится! Думаю, надо исходить из человеческого фактора. Служил я там… Насмотрелся…
avatar
  • victor
  • 0
koles16, я тоже не считаю себя знатоком торпедостроения Факт в том, что на Северном флоте очень разные люди. Были у нас и конкретные «чурки», которые за всё время службы усвоили только словосочетание «кляпана каропка» (клапанная коробка), и с такими горе-моряками АПЛ выходили на боевое дежурство. А был у нас и мичман-эрудит, выписывавший журнал «Наука и религия», — ночами с удовольствием обсуждал с нами на совершенно трезвую голову вселенские проблемы мироздания.
Пусть мои сборы длились только 40 дней, но я успел и в самоволку безнаказанно в город сходить, и ягод северных на сопках поесть. Видел в Мурманске атомный ледокол «Ленин» на приколе у пирса… валютные «чековые» магазины посетил, после чего чувствовал себя чмом в собственной стране… В общем, есть что вспомнить. Спасибо за то, что отозвались, давно не читал Ваших комментариев. Здоровья Вам и удачи в этой нелёгкой жизни!
С уважением, Виктор Еженков.
P.S. А как Вам моё стихотворение? Просто интересно, я ведь не поэт, писал, когда «пробивало»…
Комментарий отредактирован 2014-02-01 15:12:20 пользователем victor
avatar
  • koles16
  • +1
С точки зрения правил стихосложения есть вопросы, конечно. Но, чувствуется резонанс разума и души. Это трогает. Вы молодец, Виктор. Удачи Вам!
avatar
  • victor
  • 0
koles16, спасибо Вам! Кажется, я догадываюсь, от кого моей семье был вчерашний подарок...
avatar
  • koles16
  • 0
Ничего такого… О чём Вы? Наверное это ошибка.
avatar
  • victor
  • 0
Наверное. Вчера пришли на счёт т/ф жены от пожелавшего остаться неизвестным поклонника моего «журнализма» Думал, что Вы… извините, ради Бога. У меня мало союзников и почти нет друзей, — только жена и сын. Вот и теряюсь теперь в догадках...
avatar
  • koles16
  • +1
Значит не без нормальных людей этот мир. Живите с улыбкой! Нормальных Вам поклонников! А то ведь знаете… Телефон — то не Ваш, а — жены…
avatar
  • victor
  • 0
koles16, ! Просто человек вообще бы на меня не вышел — моего т/ф здесь нигде в открытом доступе не было. Но я давал от себя объявление о продаже ортопедической детской обуви, а т/ф поставил жены. Вот благодаря этому своему «проколу» я и получил адресованный реально мне подарок. Позже этот человек прислал мне на т/ф SMS, что он пользователь этого сайта, наблюдает за мной со стороны и редко комментирует. Написал, что я ему импонирую и пожелал удачи. Вот так дело было...
avatar
  • koles16
  • 0
Ok! Понятно!
avatar
  • miger
  • +1
Мне, например.стих Ваш ОЧЕНЬ понравился искренностью и пронзительностью… Кланяюсь Вам.Перечитал еще раз-Я восхищен и смят… Лучше не скажешь.
Комментарий отредактирован 2014-02-02 13:33:47 пользователем miger
avatar
  • victor
  • 0
miger, спасибо от души! Как говорится, «доброе слово и кошке приятно»!
avatar
  • liubov
  • +1
Очень хорошо помню те черные дни. Каждую минуту ждали добрых вестей, очень переживали за ребят. Больно было до слез. Да и сегодня вспоминая, больно. Стихи, извините за прямоту, не понравились. Очень жестоко к нам рядовым Россиянам. Я всегда задумывалась над инертностью наших людей. И думаю, возможно не только я, натерпелся наш народ от войн и беспорядков. Сколько боли, слез, крови, а результат один. Пена опять вверху. А кто и поднимется более ли менее порядочный, то найдут способ убрать. Либо грязью обольют, либо убьют. Видно кому-то выгодно держать нас в «черном теле». Уже часто вспоминаю статью прочитанную в молодежном журнале более 30 лет назад о власти ордена масонов. Глупость наверное. Но как-то хочется оправдать нас. Никогда так не откровенничала как с Вами. Затронули больное. Спасибо Вам за Ваш труд.
avatar
  • victor
  • 0
liubov, спасибо за Ваш комментарий. Не удивляюсь, что Вам не понравились мои стихи — как часто это бывает, мнения делятся на «за» и «против». Да, они действительно жестокие, — такие, как я сам. Жизнь сложилась так, что не до мягкости и деликатности. Мне очень нравятся «жёсткие» песни таких людей, как Виктор Цой, Игорь Тальков, Армен Григорян («Крематорий»), Алексей Романов («Воскресенье»). У последнего есть такие строки: «И один на один с целым миром заносишь меч. И никто не посмеет остановить эту сталь. И вершится Твой суд, но — станет кому-то жаль… эту глупую голову, упавшую на землю с сутулых плеч… Дело — дрянь!». Вот Вам для лучшего понимания меня как личности несколько моих вещей, — голос из моей прошлой жизни, стихов не пишу уже с 2004-го года.

Меня когда-нибудь убьют.
И это, право, не смешно.
Меня когда-нибудь убьют.
Но знать об этом не грешно,
Чтоб за мгновенье перед тем,
Как в безвремение уйти,
Отбросить груз мирских проблем
И осознать конец пути.

24.09.95 г.

Я знаю точно – всё пройдёт,
И не вернётся больше снова.
Но мой прервавшийся полёт
Послужит стартом для другого.

01.06.96 г.

Чредой нелепых обстоятельств
Предстанет людям жизнь моя;
Заложник мелких разбирательств,
Любви, корысти и вранья,
Я шёл с неведомым заданьем
Сквозь бездну сумрачных времён,
И одиночеством бескрайним
Был Богом путь мой озарён.

15/16.12.96 г.

Как скучно в этом мире, господа,
В эпоху лицемерного цинизма,
Когда кругом – тотальнейший бардак,
И «в ж… пе» все – от верха и до низа.
Нет сил смотреть, как рвутся дураки
Хлебать отраву лживых обещаний,
Когда судьба уже взвела курки,
Чтоб выбить их, не ведая пощады.
Нет сил в эти тягучие года
Быть реквизитом из чужого фарса
И чувствовать, как люди иногда
Глядят мне вслед, как на пришельца с Марса.

22.07.97 г.

Я в жизни, как в компьютерной «войне»,
Где гибель – лишь прелюдия к началу
Другого раунда, атаке и борьбе
С самой Судьбой, что ставки назначала.
Лукава, как все женщины, была
Она, твердя, что я не проиграю.
И выиграла б, если бы Душа
Не знала, где – найду, где – потеряю.
Когда-нибудь, через десятки лет,
Всё сбудется, что чувствовал когда-то.
Но среди звёзд давно угаснет след
Последнего вселенского солдата.

14.08.97 г.

Вот таким я был «в возрасте Христа», таким, по большому счёту и остался. Тоже никогда не был так открыт, как сейчас с Вами. Откровенность за откровенность.
С уважением, Виктор.
Комментарий отредактирован 2014-02-02 09:46:00 пользователем victor
avatar
  • ZORRO
  • +1
Скорей всего сдетонировала торпеда.
В нашей армии это частенько бывает!
Вот пожалуйста:
В Хабаровском крае возбуждено уголовное дело по факту гибели 3 военнослужащих при взрыве танка Т-72.
В Индии произошел взрыв на подводной лодке российского производства. Погиб весь экипаж в составе 18 человек. Лодка готовилась к выходу в море, и на ней шла погрузка торпед. Теоретически, вполне может быть, что могла сдетонировать торпеда при погрузке
Во время чеченских воин очень много сдетонировало снарядов и унесло жизни наших солдат.
А вот видео: в Ливии, взрыв боеукладки в нашем советском танке Т-55
Комментарий отредактирован 2014-02-01 23:12:49 пользователем ZORRO
avatar
  • victor
  • 0
ZORRO, всё возможно. Но тогда непонятна разница во времени между «малым» и «большим» взрывами более чем в две минуты. Да и продольная трещина от носа до аварийного люка по верхней части корпуса (её показывали в одном из д/ф о «Курске» по ТВ) говорит о том, что «Курск» встретился с неизвестной торпедой «лоб в лоб», и она была на скорости. Так что версия о самоподрыве лодки, на мой взгляд, отпадает.
Комментарий отредактирован 2014-02-02 10:01:25 пользователем victor
avatar
  • miger
  • +1
Меня еще тогда поразило сообщение о том что торпеда была изготовлена на одном из заводов в нашем славном Дагестане…
Комментарий отредактирован 2014-02-02 14:16:01 пользователем miger
avatar
  • victor
  • 0
miger, всё верно. Торпедные двигатели для «Шквала» изготавливал завод, находившийся в Махачкале или её пригороде.
avatar
  • ZORRO
  • +1
По цели выстреливают две торпеды, предложим одна застряла.
выпущенная ракета или торпеда по цели может быть обезврежена исполнителем только путём самоуничтожением, другого варианта нет.
малый взрыв мог быть от торпеды при самоуничтожении, ну а вторая само-уничтожилась в торпедном отсеке.
avatar
  • victor
  • 0
ZORRO, а ведь логично! Первый «Шквал» ушёл на цель, второй не вышел из торпедного аппарата (ТА), и трагедия произошла при одновременно сработавших механизмах самоуничтожения? Или я не прав?
avatar
  • ZORRO
  • +1
Конечно правы!
Вот видите как всё просто, а вот только гражданским не объяснить как подводники стали заложниками системы патриотизма.
А тоже военный, служил на Кавказе (Нальчик, Дагестан, Грузия, Армения, первую чеченскую зацепили). Побывал и на востоке Хабаровск, Владивосток.
Я это к чему? — каждый военный понимает что всё засекречено, и та же торпеда или ракета пройдя мимо цели должна само-уничтожиться и без всяких левых команд, а вот на застрявшую торпеду в торпедном отсеке никто не рассчитывал.
Это гипотеза, но не рассматриваемая — она затрагивает интересы секретности.
avatar
  • victor
  • 0
Это верно! По обоюдному согласию закрываем тему (в том числе и о том, где наш Президент был во время катастрофы, — слава Богу, хоть это не государственная тайна!) Мы друг друга поняли.

Оставить комментарий