Растаможка или подножка?

  • написал: azef
  • 1026


«За морем телушка – полушка, да рубль перевоз»
(народная пословица)

Все мы хотим жить с максимальными удобствами, которые потребуют от нас минимальных денежных вложений. В ироническом символе благополучия современного молодого человека «мазда, плазма и ай-мобилка» автомобиль не случайно находится на первом месте. Вот только с его приобретением связаны не только положительные, но и отрицательные эмоции. Причём зачастую дело с последних и начинается, — в аккурат на границе родного государства…
Чтобы услышать знаменитую фразу Павла Верещагина «Таможня даёт добро!» в отношении ввозимого в нашу страну импортного автомобиля, его покупателям сегодня приходится прикладывать немало усилий. Основная причина – таможенные пошлины, являющиеся главным орудием в конкурентной борьбе между ввозимыми иномарками и продукцией отечественного автопрома. Сегодня ни для кого не секрет, что российские авто в этой борьбе проигрывают, и без финансовой поддержки государства нашим «Жигулям», «Москвичам» и «Волгам» просто не выжить.
В конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века между Японией и США разразилась настоящая «торговая война» на автомобильном рынке. Японцы раньше американцев отреагировали на подорожание нефтепродуктов вообще и бензина в частности, и буквально заполонили американский (да и европейский) рынок недорогими, но удобными и экономичными «малолитражками». Американцам в ответ предъявить было особо нечего, — их автозаводы производили в основном «автомонстров», не отличавшихся хорошей маневренностью и небольшим расходом топлива. Поэтому администрация США не нашла ничего лучшего, как резко повысить таможенные пошлины на ввозимые японские «малолитражки». В ответ японцы подняли таможенные пошлины на ввозимые американские авто, что вызвало гнев американских фирм – экспортеров. В результате американской стороне пришлось сесть за стол переговоров, через некоторое время ситуация была урегулирована, а Соединенным Штатам пришлось срочно разворачивать производство легковушек эконом-класса.
Однако вернёмся на родную землю. По сравнению с вышеизложенной ситуацией, у России есть две отличные от мирового автопрома черты. Первая заключается в том, что внутреннее потребление наших автомобилей многократно превышает экспорт, и поэтому таможенные пошлины на ввоз иномарок можно поднимать практически без ограничений, — аналогичных мер с противоположной стороны предпринять невозможно. Вторая же особенность в том, что автопром России не столько коммерческое, сколько социальное ориентированное производство, производящее продукцию, неконкурентоспособную на мировом рынке. Поэтому Президент и правительство его будут поддерживать любой ценой, лишь бы не допустить взрыва народного негодования. Здесь хороши все средства, — дотации, субвенции, льготные кредиты, — лишь бы удержать отечественный автопром от краха. Однако наиболее ходовой мерой в противодействии нашествию иномарок является повышение таможенных пошлин на их ввоз в Россию.
Каковы же эти пошлины сегодня? Весьма и весьма немаленькие. Например, для нового (до 3-х лет) автомобиля из Германии («Опель», «Фольксваген», BMW и др.) в наиболее популярном ценовом диапазоне (от 8500 до 16700 евро) таможенный сбор составляет 48% (!), но не менее 3,5 евро за 1 куб. см двигателя. Если учесть, что авто такого класса имеет двигатель объёмом около 1,8 литра, то минимальная растаможка обойдётся примерно в 6300 евро. Это то, что касается новых немецких автомобилей. Однако не менее жёстко в родимом Отечестве «прессуются» и подержанные германские авто. При таком же (1,8 литра) объёме двигателя за машину б/у таможенный сбор колеблется от 2,6 до 4,2 евро за 1 куб. см (для 3-5 лет, и свыше 5 лет соответственно). Соответственно, полная стоимость растаможки составит от 4700 до 7600 евро. Если даже предположить, что за сам автомобиль придётся отдать минимум 6 – 10 тысяч евро, то растаможка поднимает его цену на 75 – 80% (!).
Что ж, таковы дела с одной, «западной», стороны. Рассмотрим, как ситуация с таможенными пошлинами касается другого, восточного автогиганта – Японии. С января 2009-го года вступили в силу (сначала на 9 месяцев, но затем продлены снова) и действуют в настоящее время повышенные импортные пошлины на легковые и грузовые автомобили, а также изменился с 7 до 5 лет срок отнесения легковых автомобилей к категории подержанных. Импортные пошлины на легковые автомобилей со сроком эксплуатации от 1 до 3 лет повышены в среднем с 25% до 30% от таможенной стоимости с пропорциональным увеличением специфической ставки, исчисляемой в евро (за 1 куб. см объема двигателя): до 1000 куб. см – 2,5 евро за 1 куб. см (ранее – 1,4 евро); 1000 — 1500 куб. см – 2,7 евро за 1 куб. см (ранее – 1,5 евро); 1500-3000 куб. см – 2,9 евро за 1 куб. см (ранее – 1,6 евро); 1800-3000 тыс. куб. см – 4 евро (ранее – 2,2 евро); более 3000 куб. см – 5,8 евро (ранее – 3,2 евро).

Пошлины на иномарки старше 5 лет и с объемом двигателя не более 1000 куб. см устанавливаются в размере 2,5 евро за 1 куб. см объема двигателя (ранее – 1,4 евро). Пошлины на иномарки старше пяти лет и с объемом двигателя более 1000 куб. см, но не более 1500 куб. см, отныне равны 2,7 евро за 1 куб. см (ранее – 1,5 евро). Пошлины на иномарки старше пяти лет и с объемом двигателя более 1500 куб. см, но не более 3000 куб. см, будут облагаться пошлиной в размере 2,9 евро за 1 куб. см (ранее – 1,6 евро). Что касается машин старше 5 лет с двигателями более 1800 куб. см, но не более 3000 куб. см, то за каждый кубический сантиметр придется заплатить 4 евро (ранее – 2,2 евро), а в случае с иномарками старше 5 лет с двигателями более 3000 куб. см – 5,8 евро (ранее – 3,2 евро). Таким образом, за японский автомобиль с объёмом двигателя 1,8 литра и сроком эксплуатации 5 лет и более придётся выложить на таможне в среднем 7200 евро, что составит примерно 65 – 70% от его покупной стоимости.

Итак, вкратце подытожим всё вышесказанное. Перефразируя героя Романа Карцева в миниатюре Жванецкого «Собрание на ликероводочном заводе», «раньше наш автопром хронически отставал, теперь он хронически обгоняет» иномарки, — по ненадёжности эксплуатации, удельному расходу топлива и смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Как говорят об этом сами водители: «Не от хорошей жизни на российских автомобилях ездим!». Причём совершенно очевидна ещё одна тенденция: каждое последующее поколение «Russian Auto» оказывается хуже предыдущего. Так, отказ от «классики» «АвтоВАЗом» выявил кучу проблем у новых моделей, начиная с аэродинамических характеристик и заканчивая чисто ходовыми. При тяжёлой аварии (типа лобового столкновения) смертность в пресловутых «Жигулях» в несколько раз выше, чем даже у старого «немца» или «японца». А к ним всё плотнее «подтягивается» ещё один «азиатский тигр», — Южная Корея с очень качественной и недорогой продукцией.
Тем не менее, позиция «правящего тандема» и правительства остаётся неизменной: автопром России поддерживали и будут продолжать поддерживать, не считаясь с расходами. Заведомо убыточную отрасль по-прежнему будут содержать в «тепличных условиях» наибольшего финансового благоприятствования и ограждения от возможных демаршей со стороны реальных конкурентов. Вот только одна небольшая деталь: сами «слуги народа» почему-то предпочитают ездить на роскошных «иностранцах». Все попытки пересадить их на отечественные авто завершаются провалом «от Немцова и до ныне». Но, как говорится, «что можно Юпитеру, нельзя быку». Отечественных автовладельцев зачастую используют как «дойную корову» для поддержки государственного бюджета. Одни цены на бензин у первого в мире добытчика нефти, — России, — чего стоят! Почти доллар США за один литр, — это как вообще?! Когда в августе 2005-го разразился самый мощный ураган за всю историю метеонаблюдений США, получивший название «Катрина», и уничтожил 80% Нового Орлеана, то американский полицейский спецназ патрулировал улицы, отлавливая спекулянтов бензином. Ушлые перекупщики тогда продавали его по полтора доллара за литр, вместо закупочных шестидесяти центов. У нас же «всё по-честному, без обмана у волшебника Сулеймана!», — накрутки перекупщиков, по данным некоторых Интернет-сайтов, «законно» составляют в диапазоне 40-70%. Вот так и живёт население одной седьмой части суши, именуемой гордым словом «Россия», ничего не способная сделать ни с пресловутыми «откатами», ни с коррупцией. Хочется верить нашему Президенту, что весь этот бардак – лишь «пока», и через некоторое время всё изменится к лучшему…
Автор: Виктор Еженков
Понравился пост? Поделись с друзьями:

1 комментарий

avatar
да уж хочется верить

Оставить комментарий